Вторник, 19.09.2017, 23:41
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
предыдущая страница ... (1)

Обучение грамотности

У старообрядцев сохранялась своя система образования, включающая заучивание наизусть множества молитв, обучение чтению и началам арифметики, знаменному пению. Основными учебниками традиционно были Азбука, Псалтырь и Часослов. Особо одарённых детей учили славянскому письму и иконописи.
В 1910 году при храме Успения Богородицы была открыта школа церковно-славянской грамоты в специально построенном помещении. Старообрядцы заботились и о надлежащем состоянии обучения в городищенских земских училищах – 2-х класном и начальном, которые удерживались на деньги славяносербского земства. Их просьба о назначении на должность в училища преподавателей-старообрядцев земством было удовлетворено. В 1914 году по ходатайству педагогического совета двухклассного училища на имя попечителей Покровской городищенской церкви к Московскому старообрядческому институту было направлено на обучение за деньги попечительства обоих городищенских старообрядческих храмов ученика Федора Богданова.

Народные промыслы и ремесла

Городищане вели замкнутый образ жизни и натуральное хозяйство. Полностью обеспечивали себя не только едой, но и одеждой, обувью, орудиями труда, построили кузни, мельницы, были свои портные и т.д.
Сколько нужно было в селе выполнить разных работ: бондари делали бочки, шорники шили и чи¬нили сбрую, мастера делали телеги и сани, веялки, сеялки, бороны, вилы, грабли. Мастерицы ткали и вязали домашние ковры, дорожки и половики. Большим уважением в селе пользо¬вались мастера-печники, мастера по строительству мельниц и сами мельники, кузнецы.
Основные виды деятельности предков, ремесла также всегда были исторически обусловлены и характеризовали социально-экономическое состояние населения той или иной местности. Население Городища занималось земледелием, скотоводством, плавили руду, добывали горюч-камень.
Многие женщины в Городище занимались ткачеством и вспоминают об этом так: «Я сама ткала. Стан вьюшка. Ткали для сибя косинки, вязали чулки, наски». «На пасиденках пряли, ткали, мычки делали». Сеяли канапли, лен, а тады убирали, мачили в реке, а тада ступы, мялки, талкачи».

Архитектура и Жилище

Самобытная культура Городища ярко отражается в его архитектуре. В живописных окрестностях Городища – особый «лик», узнаваемый даже неискушенным наблюдателем. Колодцы с «журавлями», дома деревянные с резными ставнями. Над крышами – дымки. Село, растянувшиеся почти на 8 км вдоль верховья речки Белой утопало во фруктовых садах, сирени, роились пчелы, а вдоль речек росло много калины и высоких верб. При строительстве дома или хаты городищане использовали дерево, саман, дикий камень, которого здесь много. Жилища-дома принято красить: голубой краской стены, зеленой крышу. В этом чувствуется некий стиль, небезразличный к красоте и живописности окружающего природного мира с преобладающими в нем синим (небо, река) и зеленым (сады, огороды, балки, лес) цветами. Во время строительства дома хозяин обычно приглашал родственников, соседей и знакомых на толоку для дружной совместной работы в течении одного дня с последующим обильным угощением, застольем, песнями. О небольшом, неказистом строении городищане говорили: «Домик был старенький, пат саломой, из дуба был сделан». Заборы (ранее Стенка) из дикаря в этом районе не редкость. Этого камня в округе видимо-невидимо, и местное население строит ограды из дикого камня вокруг дома и двора.

Архитектура и Жилище

Самобытная культура Городища ярко отражается в его архитектуре. В живописных окрестностях Городища – особый «лик», узнаваемый даже неискушенным наблюдателем. Колодцы с «журавлями», дома деревянные с резными ставнями. Над крышами – дымки. Село, растянувшиеся почти на 8 км вдоль верховья речки Белой утопало во фруктовых садах, сирени, роились пчелы, а вдоль речек росло много калины и высоких верб. При строительстве дома или хаты городищане использовали дерево, саман, дикий камень, которого здесь много. Жилища-дома принято красить: голубой краской стены, зеленой крышу. В этом чувствуется некий стиль, небезразличный к красоте и живописности окружающего природного мира с преобладающими в нем синим (небо, река) и зеленым (сады, огороды, балки, лес) цветами. Во время строительства дома хозяин обычно приглашал родственников, соседей и знакомых на толоку для дружной совместной работы в течении одного дня с последующим обильным угощением, застольем, песнями. О небольшом, неказистом строении городищане говорили: «Домик был старенький, пат саломой, из дуба был сделан». Заборы (ранее Стенка) из дикаря в этом районе не редкость. Этого камня в округе видимо-невидимо, и местное население строит ограды из дикого камня вокруг дома и двора.
Вот типичное описание дома-пятистенки: «Была питистенка, дом з двух комнат. Ганки, крыльцо. З ганков у синцы, с калидора – чулан. Ва всех Були печки русские. Как заходиш с синец – типлушка. Там грубка, топка была. Ато-ш передняя, там печка. В пиредний кравать, стул, сундук, святой кут. Надо штоп у комнаты авал был ис мебели».
«Мы заборку делали, каркас ставили. Каждый дом красили. Когда строили - талокай мазали хату: глины привезёшь, мужичков чилавек двадцать завеешь. Месили глину лошадьми. Потома-тка как памажуть, люди идуть умываца, наряжаца. Сталы ставять. Гатовять как на свадьбу. Гуляють с музыкай».
В избах всегда опрятно: потолки крашенные, пол застилается коврами-половиками. Красный угол богат иконами, стол покрыт домотканой скатертью.
Особенностью жилья старообрядцев является наличие в каждой доме красного угла.
Так как же устроен красный угол и что вообще это такое? Красный угол - самое важное и почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Дом христианина - это символ храма. И как в каждом храме есть самое святое, сакральное помещение - алтарь, так и в избе символическим аналогом алтаря был красный (значение: красивый, хороший, светлый) угол. Как и христианский храм, каждый жилой дом был строго ориентирован на местности по сторонам света и красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Это всегда была самая освещенная часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна.
Иконы размещались в киоте (иное название - божница) - специальном открытом шкафчике или полочке с лампадкой. Иконы обязательно должны были стоять, а не висеть. Божница изготавливалась из дерева и всячески украшалась резьбой, росписью и т. д. Очень часто полочка была двухъярусной. Иногда образа в божнице украшались божником (или иконником) - длинным и узким полотенцем домотканого холста, украшенным вдоль одной стороны и на концах вышивкой. Божник вывешивался так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывать лики. Часто у старообрядцев иконы в красном углу завешивались задвигаемой занавеской - благовесткой, состоящей из двух частей и украшенной вышивкой (еще одна аналогия с алтарной частью храма, скрытой от глаз). Кроме икон, на божнице хранились освященные в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо. Иногда туда клали Евангелие, Псалтирь, молитвослов и иные книги, необходимые при молитве. Там же лежало крылышко для обметания икон, лампадное масло, ладан, свечи т. д.
Красный угол подобен церковному алтарю. Это место сосредоточения на молитве, молитвенного общения с первообразами, изображенными на иконах. Икона - окно из мира горнего (небесного) в мир дольний (земной). Ничто не должно отвлекать от молитвы и возвращать к реалиям быта. Прежде всего, рядом не должно быть телевизора, светских книг, картин, плакатов, календарей светского содержания, статуэток, масок и т. п. Подобно ориентации алтаря на восток, иконы желательно располагать на восточной стене комнаты. "Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого"
Кухня старообрядцев
Кухня городищан состоит строго из скоромной (мясной) в мясоеды и постной в посты еды. Главным продуктом питания считается хлеб ржаной, пшенич¬ный. В большом количестве употребляются карто¬фель, капуста и другие овощи, особенно осенью и зимой.
В мясоеды питание состоит из свини¬ны, говядины, мяса птицы. Едят мясо жареным и тушеным, мясные щи (шти), суп, похлеб¬ку, яичницу на сале, молоко, масло, сметану, творог, простоквашу, картофель на масле, картофель с са¬лом, пельмени, суп-лапшу с мясом, пирожки с пече¬нью, студень и другие блюда. По средам и пятницам, считающимися постными днями, пища скуднее: хлеб, блюда из муки, толченый картофель с расти¬тельным маслом (бульбишня) или «в мундире» (с кожурой), капуста, постные щи, суп, ботвинья с лу¬ком, кисель, квас, разные каши.
В пост пекут пирог с луком, грибами, морковью, иногда с рыбой, лепешки с ягодами. Любят печь пироженики (пирожки) с разной начинкой: ягодами, морковью, яйцом и др. Вот старинное блюдо – пампушки. Выпекаются и нарезается кусочками, отдельно готовится сироп. А сироп в Городище делают из сушёных груш. Также запекают тыкву с яблоками и фасоль с овощами. Особенно обильной и вкусной бывает пища по праздникам: пирожки с мясом, пельмени, лапша с мясом или молоком, картофель с мясом, яйца вареные, яичница, сдобная стряпня.
Как Троица, яишни наелись, квасу напились – во как було!
В первую очередь был борш, халоднае, усе простое
Посреди печь русская, а из той печи хозяева гостей щами, кашами, пирогами да оладьями с медом и сметаной угощают.
Изначально староверы готовили в печи, клали в горшок все продукты одновременно, утром ставили его томиться в печку, в обед ели приготовленное.
Готовили жаркое: картошка, мясо, вода, много лука, соль, перец – никаких особых изысков, но очень вкусно… А самой яркой особенностью староверческой кухни, является чай. У староверов правило: сначала напоить чаем, потом только накормить. Чая пьют много, по 3-4 раза в день, до еды и после. Чай пили из самоваров. Они до сих пор сохранились во многих домах, хотя уже не все ими пользуются. Воду на чай раньше брали только из родниковых источников.
Готовили лапшу, но не покупную, а та, которую "ва¬ляли" сами. Лапшенник готовился так: в крахмал добовляли молоко, яйца, сливочное масло, соль по вкусу.
Очень вкусный городищанский борщ. Отличается он от украинского борща тем, что картошка в нём толчёная, а не резаная кусочками. И квашеную капусту добавляют вместо свежей. Борщ на чистом постном масле (в постные дни).

Одежда старообрядцев

Старообрядцы всегда серьезно относились к традиционному платью, особенно к покрою молитвенной одежды. В храмах и сегодня можно видеть мужчин в кафтанах и сапогах, под кафтаном у них надета рубашка навыпуск, подпоясанная тканым или плетеным поясом с орнаментом, вышитой молитвой или памятной надписью. Ранее мужчины -староверы обычно носили большие пышные бороды. Не брились, не курили, спиртное не употребляли. Женщины, особенно на клиросе, одеты в сарафаны и платки, заколотые под подбородком булавкой, при этом цвет платка может меняться в зависимости от праздника (например, на Пасху по желанию надевают красный, а на Троицу - зеленый). Старообрядцы, которые по тем или иным причинам не имеют подобного одеяния, носят одежду благоприличную, ни в коем случае не обнажающую ни плеч, ни рук.
В старину одежда из простой грубой ткани, льняная или конопляная называлась холстинное : «В халстиннам хадили, юбки шили, рубашки. Есь вышивали, есь не вышивали – у кого какие достаткию». Пояс и опояски были неотъемлемым элементом костюма. Пояс служит знаком супружеской верности, связан с защитными функциями (от нечистой силы). После крещения пояс становился обязательным атрибутом старовера до конца его жизни.
Несмотря на обилие традиций, письменных указаний об одежде в старообрядчестве немного. Пожалуй, лишь в Красном уставе особое внимание уделяется внешнему виду жены не только на храмовой, но и на домашней молитве. Здесь утверждается, что неблагочестиво жене осенять себя крестным знамением, если на ней по-домашнему надета одна лишь сорочка (кроме трех случаев: когда она ложится спать или восстает от сна, или моется в бане).

Легенды, предания, обряды, поверья

Верили сельские жители в порчу, сглаз, «хомут», вещие сны, заговоры, приметы, ворожбу. Особая страсть - сказки, легенды, предания. Сохранились разные свидетельства, раскрывающие мотивы названия поселка, но наиболее активно пересказывается городищанами легенда, связанная с именем императрицы Екатерины II. Предание гласит, что «Праезжала Екатерина II по тракту. В Чернухинский лес свернули. Порассмотрели з бугра. Дымок. А тут живуть люди – беженцы с Курско-Орловской губернии» и увидев поселение воскликнула «Та тут настоящая Городища». Согласно другому варианту легенды : «Екатерина приезжала и сказала, што будеть Городища. Хатели алчефский завот поставить, а старики ни дали». Безусловно, в мотивировке названия значителен фантастический, мифологический элемент.
А вот интересный рассказ городищан о гадании: «Дефкай была, гадала пат старый новый год. Палажила штаны пад падушку и гаварю: «С кем век-викавать, таво и штоп ва сне павидать.» Палажила я, сплю, приснилось мне: Кузин калодиц, набрала вады, иду. Едеть у ваенном: Драстуйте, можна вадички у вас папить? Напился и пашел туда-ш у гору. Рассказала девкам: нясу ваду, пиристрел, папил, пашел. Тока с –армии муж мой будущий пришел, так и пастричались. Гаварить мине: -Можна с вами прайтицца? А я сказала, шо низзя – моложы луццы была. Апять ходить. Так и стали мы с им хадить умести, калы я узнала, шо он нашинский»

Поверья

У старообрядцев, как и у всех других народов, есть свои обряды, поверья, связанные с жилищем. Много сил и энергии тратили люди в период строительства дома. И вот дом построен. Можно бы справить новоселье. Проведение новоселья считают необязательным. Первой в дом должна войти кошка. За ними в дом входит хозяйка с иконами. По окончании этих ритуалов новый дом необходимо освятить. Обряд освящения заключается в том, что хозяйка приглашает священника. Чтение молитв продолжается в течение 1 часа. При молении перед иконами зажигают свечи . Этот обряд, символизирует, что в этом доме будет находиться «святой дух», и люди в нем будут жить по божьим законам.
Трепетно относятся к убранству жилища, когда в доме есть покойник. Завешивают в доме все зеркала, телевизор, радио, все, что по мнению стариков, может гневить Бога. Гроб стоит посередине комнаты. Полка для икон должна быть открыта. Сохранилась и такая традиция. Перед каждым религиозным праздником принято производить «генеральную» уборку. К таким праздникам, например, как Крещение, Троица, Масленица тщательно моют полы, скамейки, протирают пыль с полок, мебели, выкидывают ненужный хлам, стелют чистые половики, белят печь. На Пасху, кроме того, моют потолок. Сохранилось много запретов, связанных с баней. Например, выйдя из бани нужно обязательно умыться. Банная вода считается поганой. Домашние ведра не должны использоваться в бане.
Таким образом, наблюдаем преобладание обрядов, обычаев, носящих религиозный оттенок. Возможно, что обычай заводить кошку в дом первой - заимствованный обычай. Так делают все. Освящение же сопровождается большим количеством деталей, что подтверждает важность и необходимость этого обряда.

Обряды

Крещение, как духовное рождение человека, было важным событием как для крещенного, так и для семьи. Крещение старообрядцев исключало миропомазание "нужды ради и кроме мира крещение совершается". Кроме этого в православных церквах при крещении нескольких человек не требовалось менять воду, а у старообрядческого населения каждого человека крестят в чистой воде, как Иисуса Христа. Вода при крещении, как указывается в Большом потребнике, должна быть принесена с источника, сохранять естественное состояние и не быть подогретой.
Крещение - это предание воде. Человек полностью окунается в воду, а не частично, как в православной вере. Исключение делалось только для больных грудных детей, которых зимой крестили в деревянной кадушке - дуплянке. При крещении молятся. Молитвы отличаются по тексту, у старообрядцев молитвы написаны на старорусском языке.
Старообрядцы признают только один вид крещения, именно трехпогружательный. «Дитей акурнають три рас у купель. Перекрутил па солнцу, как сонцу ходить. Ни адин ни памер ат етава». При крещении новорожденному у старообрядцев, кроме креста надевали и пояс, крест был не только символом веры, но и оберегом от всякой нечисти, и потому крест был необходим любому, особенно детям. Одним из важных моментов крестильной обрядности является имянаречение. Имя выбирали по святцам, его давал священник, наставник или повивальная бабка: мальчику по дню крещения, а девочке за неделю до и после дня рождения. Святой, имя которого было выбрано для ребенка, становится его покровителем.

Свадьба

Из обрядовых действий в старообрядческой среде лучше всего сохранялась свадьба. Свадебный обряд включал основные этапы, присущие традиционному православному: сговор, смотрины невесты, рукобитье, богомолье, "пропой", дары и благословение. После сватовства у невесты устраивалась вечеринка, на которую приходил жених и угощал девушек сладостями. Перед венчанием невесте устраивали баню. Банный ритуал был сведен до минимума (без причетов). После бани невесту ожидали жених с поезжанами. После угощения невесту везли под венец или в дом к жениху, где их благословляли родители жениха иконой и ковригой хлеба. В доме молодых "заводили за стол", после чего сваха уводила невесту, чтобы совершить обряд расплетания косы. После этого начинался пир, по окончании которого молодых отводили "на подклет". Все моменты действия были пронизаны песнями и причотами.
Интересное описание свадьбы городищанами: «Раньшы жаниха нивеста ни знала. Шапку пакажуть, сажають на кут, накидають шалю, анна выеть. Тада аткрывають ея, анна и паёть «Ой, река, реченька». Тада забирають у церкву. Рыбяты и дефки едуть пад винец. Уш ей кассу тада ни нада заплитать, заплила две, закрутила в калач, шпильками паприколить, а распушоные низя. Тада грим чорный был. Брови сажей падвадили, Трошки купляли паматку. Танцовали мы ета: наурук, кракаавяк, месяц, полька, вальсы».
Священник совершал обряд венчания. У девушек существовали на этот случай приметы: кто первый ступит на подножный коврик (или холстину) у алтаря, тот будет в доме верховодить. Родня невесты привозила в церковь кичку - головной убор замужней женщины. Священник уносил ее в алтарь. После венчания он отдавал кичку свахам, и они тут же надевали ее на новобрачную. От венца возвращались молодые в одной кошевке в дом жениха. Пока шло венчание в церкви, туда переправляли приданое - "глухой воз".
Перед отправкой в церковь родители невесты благословляли молодых иконой и хлебом. Перед венчанием невесте расплетали девичью косу, а после того, как молодые были повенчаны, ей заплетали две «бабьих» косы и тщательно закрывали волосы женским головным убором (повойником). У старообрядцев две косы заплетали и повойник надевали либо между обручением и венчанием, либо даже перед обручением. Венчание не может совершаться во время поста, накануне постных дней и определенных праздников. Обряд венчания состоит из обручения и собственно венчания. Во время обручения священник спрашивает брачующихся об их добровольном согласии вступить в брак и надевает им освященные кольца. Венчание состоит из молитвословий, чтения Апостола и Евангелия. Во время совершения таинства брака на жениха и невесту возлагаются брачные венцы, давшие и самому таинству название "венчание".
Невеста с помощью подруг должна была приготовить к свадьбе большое количество приданого. В основном в приданое шли вещи, сделанные невестой собственными руками ранее. В приданое обычно входила постель (перина, подушка, одеяло) и дары жениху и родне: рубахи, платки, пояса, узорные полотенца.
После замужества девушка надевала на голову «повойник» ( белый чепец) под платочек, который булавкой скалывала на шее. Её одежда всю жизнь должна оставаться «скромной»: платочек закрывает шею, плечи и руки, юбка – закрывает ноги.
Запрещалось вступление в брак с "никонианами" в силу отступления ими от старых книг, а следовательно и того порядка, который был заключен в календаре и вносил свои нюансы в обрядовую сторону.
Завершает цикл семейных обрядов - похоронно-поминальная обрядность.

Похороны

В обычаях, связанных с похоронами, можно выделить три основных этапа.
Предпогребальные обрядовые действия: подготовка тела умершего к похоронам: омо¬вение, одевание, положение во гроб, круглосуточное чтение псалтыря у гроба покойного.
Погребальные обряды: вынос тела, отпевание в церкви, дорога на кладбище, проща¬ние с умершим у могилы, погребение гроба с телом в могилу, возвращение родных и близких обратно в дом умершего.
Поминки: после похорон в доме умершего на третий, девятый, двадцатый, сороковой дни, полгода, годовщину после смерти, с заказыванием поминальных треб в церкви, по¬минальными трапезами и домашними молениями по умершим.
Многие пред погребальные действия, помимо практической необходимости, имеют древ¬нее, ритуальное происхождение. Смерть мыслилась как дорога в загробный мир, а омове¬ние, обряжение покойного и другие действия по подготовке его к похоронам - как бы сбора¬ми в дальнюю дорогу. Омовение рассматрива¬ется как очистительный обряд. По церковному вероучению, умерший должен уйти «к Господу с чистой душой и чистым телом». Издавна было принято, чтобы омовение умер¬ших производили люди, не состоявшие в родстве с умершим.
У старообрядцев покойника одевают в саван. Женщина обязательно должна быть в платке.
Правила захоронения предусматривают класть в гроб помимо нательного крестика, образок, венчик на лоб и «рукописание» - написанную или напечатан¬ную молитву, отпускающую грехи, которую вкладывают в правую руку покойника, а также свечи.
В старообрядческих семьях сохраняется традиция круглосуточного чтения псалтыря у гроба покойника. В тех случаях, когда не приглашается священник, Псалтирь или другие священные книги читаются клириками или мирянами.
Один из элементов домашнего траурного ритуала - зажжение свечей в изголовье покойного, их прикрепляют к углам гроба, ставят в стакан на стопе, а перед иконами - лампады.
Похоронное шествие возглавляет несущий распятие или икону, обрамленную рушником. Затем следуют один или два человека с крышкой гроба на голове, за ними - духовенство. Две-три пары мужчин несут гроб, за которым идут близкие родственники. Траурную процессию замыкают друзья, соседи, знакомые.
Перед погребением обязательно совершается священником отпевание.
Опускание вместе с гробом в могилу церковных свечей, горев¬ших во время отпеваний, не противоречит законоположениям православия.
Также, как и существующее поныне последнее целование умершего близкими и родственниками, как и обычай со стороны провожающих бросить в могилу по горсти земли и помолиться: «Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное». Молитву эту можно совершать и перед тем, как приступить к очередному блюду во время поминок.
После того, как могила засыпана, на надмогильном холме устанавливают сразу крест.

Поминки

Традиционно похороны всегда завершаются поминками, поминальным обедом.
Молитва облегчает участь грешной души, помогает ей избежать адских мучений. Поэтому родственники умершего заказывали в церкви заупокойную службу (обедню) с поминанием усопшего в продолжении шести недель после смерти - сорокоуста .
Поминают в день похорон, на 9-й, 40-й дни, полугодовые, годовые, затем - уже в рамках календарной обрядности - по родительским дням. Поминальная трапеза начинается кутьей. Кутью готовят из зерен пшеницы, сваренных в мёду. По пос¬ледовательности блюд поминальная трапеза носит форму обеда. Первое -борщ, щи, лапша, суп. Второе - каша, иногда жареный картофель. Закуски - рыба, студень, а также к столу подаются компот, кисель и мед. В постные дни поминальный стол вклю¬чает преимущественно постные блюда, Чаще всего поминальный стол - это обычный торжественный стол, только с более скромным украшением блюд .
У старообрядцев на поминках запрещается подавать спиртные напитки.
Перед тем, как приступить к поминальной трапезе, читают молитву и крестятся перед употреблением каждого блюда: "Господи Исусе Христе сыне Божий, помилуй нас". Кутью по очереди передают вдоль стола по солнцу. Только после этого приступают к другим блюдам. В течение всей поминальной трапезы хозяева должны приглашать: "Кушайте, люди добрые, кушайте, поминайте. Все подаваемые блюда посетители должны отведать. По окончании трапезы говорят: " Творите молитву".Читают молитву.

Календарь

Календарь старообрядцев составлял мировоззренческую основу в понимании картины мира. Вселенское значение календаря выражалось в его вечно повторяемом принципе рождения - умирания - воскресения; историческое - в духовном проживании судеб людских, в их гражданской, подвижнической, миссионерской, мученической, чудотворной деятельности, в восстановлении и укреплении исторической памяти; природная - в приобщении к известному циклу вращения суток, седмиц, года с нерушимым порядком будней и праздников - трудов и отдыха, где праздник и отдых также воспринимались как род "работы"-творческой деятельности, осуществляемой в рамках традиции по устойчивым канонам. Старообрядческий календарь представлен на сайте Перевальского информационного центра http://perevalsk.info/content/view/524/118/ Старообрядцы считают себя хранителями духовного наследия Святой Руси. Они это наследие хранили более трех веков. И теперь это достояние тех государств, на территории которых они осели и живут три века.
предыдущая страница ... (1)
Меню сайта

Поиск

Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 29

Друзья сайта
  • Перевальский районный совет
  • КП телерадиокомпания "Вестник"
  • Луганская областная библиотека
  • Библиотечный фонд Луганщины
  • Газета "Народная трибуна

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

     
    Перевальская районная библиотека для взрослых. Copyright Shakhoval Serge © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru